История, рассказанная глазами ребенка
В этом литературном сезоне 2022 года Абделькадер Джемай пересматривает коллективную память алжирского народа из воспоминаний своей семьи, публикуя короткий, но насыщенный роман: Мохтар и смоковница . Рассматриваемый период в истории Алжира — это период на заре алжирской революции. Действительно, романист вкладывает историю косвенно, начиная с бедной алжирской семьи из области западного Алжира, Орани, одного из трех французских заморских департаментов. Нужно ли помнить, что Алжир был Францией, с настоящей колонизацией поселенцев ?
История разворачивается глазами и восприятием ребенка. Текст вращается вокруг юного Мохтара, что странным образом напоминает роман Мулуда Ферауна. Сын бедняка опубликованный в 1958 году, история, которая вращается вокруг детства Фурулу в деревне крайней бедности в Кабилии. Но на этом уровне сравнение останавливается, потому что Абделькадер Джемай не переписывает Сын бедняка поскольку он изображает историю всей семьи — матери, отца и их детей, включая Мохтара. Все живут в отчаянной нужде, в нищете, которой нет имени.
Императив оставить страдания дуара
Непонимание приводит к растущему отчаянию. Верно, что эти алжирские крестьяне знали, что по ту сторону холма, на стороне плодородных равнин, есть богатство, и что французские колонисты этим воспользовались. Им принадлежали прекрасные фермы, самые плодородные земли. Романист таким образом описывает необходимость хотеть уехать из дуара в большой город Оран, чтобы попытаться найти работу, чтобы у семьи было достаточно еды.
Смоковница, несомненно, воплощает в себе структурирующий символизм, ибо это единственное благо, которым обладал дед, единственное наследство для потомков, в том числе и для юного Мохтара. В критический период, который переживает семья, фиговое дерево остается единственным хорошим, щедрым, аутентичным элементом посреди полупустынной природы. Таким образом, смоковница становится важным ориентиром для семьи, потерявшей опору.
Первые движения восстания…
Отсюда последовательными мазками, рассказывая о детских переживаниях Мохтара, романист вызывает далекие звуки за холмами. Действительно, Мохтар слышит «все чаще и чаще отрывистый шум лопастей вертолетов, летящих далеко, в горы». Двигатели вертолетов вызывали беспокойство, потому что «в доуарах шептались, что мужчины присоединились к маки». Эти звуки свидетельствовали о большом страхе за будущее этих людей, присоединившихся к горе. Романист устанавливает тонкую связь между несчастьем и зарождением борьбы с несправедливостью. Восстание было заметным. Начали возникать движения недовольства. Тогда Айшуш «имеет в виду своим мягким голосом Сиди Белауэля защитить свою семью от несчастья, которое может в любое время, как людоед, подкараулить их на заросших тропинках существования».
… отлично прорисовано
У Абделькадера Джемаи есть ощущение, что он восстанавливает этот критический период, этот промежуточный период, с помощью описательных деталей, таких как «желтый вагон компании Hirondelle, украшенный двумя красными полосами по бокам» или, без дальнейших комментариев, напоминание о все более заметном военном присутствии. : «За поворотом колонна GMC, впереди джип, оснащенный радиоантенной, транспортируется, брезент на крыше, солдаты в касках с синими повязками на рукавах, винтовки направлены между ног. Стиль этого романа плавный и вызывающий воспоминания. Читатель следует за Мохтаром в его открытии города Оран, арабских кварталов, «хаучей», а также европейского центра города. Открытие моря остается символом свободы. Семья Мохтара, спасаясь от нищеты, оказалась в городе, «который на самом деле им не принадлежал».
Независимый Алжир на горизонте
Тем не менее они все больше и больше слышали о генерале де Голле, Ферате Аббасе и каирском радио, которое транслировало «Голос свободы Алжира». В апатичном гражданском обществе, разбуженном войной, рос страх. Эта война велась на территории великого французского департамента, которым был Алжир, неумолимо ведя эту страну к независимости от несправедливой колониальной системы. Обретя независимость, подросток Мохтар «с жадностью заново открыл для себя сладкий и тающий вкус спелых плодов» фигового дерева, потому что именно там, под его ногами, «спала между корнями его крайняя плоть, его плацента и крайняя плоть его двоюродных братьев и сестер». ». Абделькадер Джемай подписывает роман с правильным тоном, в котором человек занимает свое место в историческом повествовании.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕВойна в Алжире: «Призывники были свидетелями того, что Франция была не тем, чем она себя называла»