Бенауда Лебдай – Абделькадер Джемай, между историей и семьей
А bdelkader Djemaï — не первый его роман, поскольку на его счету дюжина художественных текстов, в которых смешаны социальные, исторические и политические темы, связанные с двумя странами — Алжиром и Францией. две страны, имеющие общую историю продолжительностью сто тридцать два года . Именно эта связь оживляет размышления и воображение алжирского романиста, рассказывающего историю со своей точки зрения, своего деколониального видения долгой истории, как он блестяще это сделал в Последняя ночь эмираистория эмира Абделькадера, который сражался с маршалом Бюжо с начала завоевания Алжира Францией в 1830 году. В этом художественном произведении и из архивов писатель представляет, что происходило в голове эмира в его последнюю ночь в Газуэ перед его окончательным изгнание во Францию.

История, рассказанная глазами ребенка

В этом литературном сезоне 2022 года Абделькадер Джемай пересматривает коллективную память алжирского народа из воспоминаний своей семьи, публикуя короткий, но насыщенный роман: Мохтар и смоковница . Рассматриваемый период в истории Алжира — это период на заре алжирской революции. Действительно, романист вкладывает историю косвенно, начиная с бедной алжирской семьи из области западного Алжира, Орани, одного из трех французских заморских департаментов. Нужно ли помнить, что Алжир был Францией, с настоящей колонизацией поселенцев ?

История разворачивается глазами и восприятием ребенка. Текст вращается вокруг юного Мохтара, что странным образом напоминает роман Мулуда Ферауна. Сын бедняка опубликованный в 1958 году, история, которая вращается вокруг детства Фурулу в деревне крайней бедности в Кабилии. Но на этом уровне сравнение останавливается, потому что Абделькадер Джемай не переписывает Сын бедняка поскольку он изображает историю всей семьи — матери, отца и их детей, включая Мохтара. Все живут в отчаянной нужде, в нищете, которой нет имени.

Столкнувшись с такой ситуацией, история изображает и подчеркивает любовь, которая объединяет семью, братьев и сестер. Действительно, в дуаре царит братство, в этой деревушке, где время, кажется, остановилось в плане развития, где же тогда социальная блокировка, ведущая к глухому психологическому бунту? . Для крестьян Улед Ахмеда жизнь бесперспективна, пока они находятся вне системы, которая не заботится о них, с доказательством того, что они «никогда не обращались к врачу».

Императив оставить страдания дуара

Непонимание приводит к растущему отчаянию. Верно, что эти алжирские крестьяне знали, что по ту сторону холма, на стороне плодородных равнин, есть богатство, и что французские колонисты этим воспользовались. Им принадлежали прекрасные фермы, самые плодородные земли. Романист таким образом описывает необходимость хотеть уехать из дуара в большой город Оран, чтобы попытаться найти работу, чтобы у семьи было достаточно еды.

Оставить убожество Дуар-Улед-Ахмеда с его «десятью саманными домами» стало насущно и необходимо, даже если необходимо было оставить позади родовую смоковницу семейного очага в благородном смысле этого слова; на самом деле, они были «гурби» вокруг большой смоковницы, присутствие которой на протяжении всей истории, обозначенное пунктирными линиями, со ссылками на нее, заставляет это символическое дерево играть роль главного героя.

Смоковница, несомненно, воплощает в себе структурирующий символизм, ибо это единственное благо, которым обладал дед, единственное наследство для потомков, в том числе и для юного Мохтара. В критический период, который переживает семья, фиговое дерево остается единственным хорошим, щедрым, аутентичным элементом посреди полупустынной природы. Таким образом, смоковница становится важным ориентиром для семьи, потерявшей опору.

В условиях колониальной эпохи смоковница была единственным источником счастья для деда Куидера: «Возле смоковницы патриарх вздремнул, сняв чече, обувь и повесив бурнус на ветку», это после тяжелого рабочего дня с такими поселенцами, как Антуан Маньес, в долине. Крестьяне дуара сдают там оружие во время сбора урожая оливок. Смоковница, единственное фруктовое дерево в сердце дома, несомненно, олицетворяет родовой Алжир.

Первые движения восстания…

Отсюда последовательными мазками, рассказывая о детских переживаниях Мохтара, романист вызывает далекие звуки за холмами. Действительно, Мохтар слышит «все чаще и чаще отрывистый шум лопастей вертолетов, летящих далеко, в горы». Двигатели вертолетов вызывали беспокойство, потому что «в доуарах шептались, что мужчины присоединились к маки». Эти звуки свидетельствовали о большом страхе за будущее этих людей, присоединившихся к горе. Романист устанавливает тонкую связь между несчастьем и зарождением борьбы с несправедливостью. Восстание было заметным. Начали возникать движения недовольства. Тогда Айшуш «имеет в виду своим мягким голосом Сиди Белауэля защитить свою семью от несчастья, которое может в любое время, как людоед, подкараулить их на заросших тропинках существования».

… отлично прорисовано

У Абделькадера Джемаи есть ощущение, что он восстанавливает этот критический период, этот промежуточный период, с помощью описательных деталей, таких как «желтый вагон компании Hirondelle, украшенный двумя красными полосами по бокам» или, без дальнейших комментариев, напоминание о все более заметном военном присутствии. : «За поворотом колонна GMC, впереди джип, оснащенный радиоантенной, транспортируется, брезент на крыше, солдаты в касках с синими повязками на рукавах, винтовки направлены между ног. Стиль этого романа плавный и вызывающий воспоминания. Читатель следует за Мохтаром в его открытии города Оран, арабских кварталов, «хаучей», а также европейского центра города. Открытие моря остается символом свободы. Семья Мохтара, спасаясь от нищеты, оказалась в городе, «который на самом деле им не принадлежал».

Независимый Алжир на горизонте

Тем не менее они все больше и больше слышали о генерале де Голле, Ферате Аббасе и каирском радио, которое транслировало «Голос свободы Алжира». В апатичном гражданском обществе, разбуженном войной, рос страх. Эта война велась на территории великого французского департамента, которым был Алжир, неумолимо ведя эту страну к независимости от несправедливой колониальной системы. Обретя независимость, подросток Мохтар «с жадностью заново открыл для себя сладкий и тающий вкус спелых плодов» фигового дерева, потому что именно там, под его ногами, «спала между корнями его крайняя плоть, его плацента и крайняя плоть его двоюродных братьев и сестер». ». Абделькадер Джемай подписывает роман с правильным тоном, в котором человек занимает свое место в историческом повествовании.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕВойна в Алжире: «Призывники были свидетелями того, что Франция была не тем, чем она себя называла»

Похожие записи