Парижское исключение и юридические неудачи: французская сага Uber

► 2008: идея родилась в Париже

От появления Apple в глубине гаража до разработки Facebook в университетском городке — крупнейшие американские компании умело хранят историю своего рождения. Тот из Uber вернется в Париж.

В декабре 2008 года предприниматель Трэвис Каланик и ученый-компьютерщик Гаррет Кэмп встретились здесь, чтобы принять участие в конференции LeWeb. Тщетно ожидая такси в снегу, двое мужчин мечтали о приложении, которое быстро связывает водителей и пешеходов на основе данных геолокации. Uber создан годом позже. Трэвис Каланик станет президентом, Гаррет Кэмп — генеральным менеджером.

► 2011: исключение для Франции

В декабре 2011 года Uber объявил о своем запуске в Париже, первом городе за пределами США, где размещаются его услуги. Его вклад в то время ограничивался примерно шестьюдесятью первоклассными транспортными автомобилями с водителем (VTC). Uber France родился в 2012 году, затем расширился до Лиона (март 2013 года), Лилля (июнь 2014 года), затем Бордо, Ниццы и Тулузы (сентябрь 2014 года). В Париже версия UberX с 2013 года предлагала менее дорогие поездки, чем исходное приложение, в более скромных VTC.

► 2014: запуск UberPop

2014 год — год диверсификации Uber во Франции. Осенью компания открыла Uber для бизнеса, позволяющую компаниям управлять командировками своих сотрудников, а затем UberPool, который связывает незнакомцев с похожими поездками, чтобы разделить расходы.

Это UberPop, доступный с февраля 2014 года в Париже и его пригородах, который принесет транснациональной корпорации ее самые большие споры во Франции. Даже менее дорогой, чем UberX, UberPop теперь предназначен только для профессиональных операторов. В 21 год водительского удостоверения более года и отсутствия судимости достаточно, чтобы зарегистрироваться водителем в приложении. Теперь человек может водить другого без каких-либо прав или сертификатов. Опять же, для UberPop Франция стала первым открытым неамериканским рынком.

► 2015: Uber против такси и правительства

Уже против извержения VTC французские такси быстро выступают против UberPop, обвиняемого в недобросовестной конкуренции. Несмотря на принятый в октябре 2014 года закон Тевену, оставляющий за перевозкой людей только такси и VTC, сервис Uber остается доступным, компания умножает количество обращений во Франции (подача первоочередных вопросов конституционности) и в Европе (жалобы в Европейскую комиссию) к очистить препятствие.

В июне 2015 года произошли ожесточенные столкновения по инициативе таксистов, разъяренных обслуживанием UberPop. Некоторым начинающим водителям приставают, на автомобили нападают. Президент Франсуа Олланд осуждает «неприемлемое насилие»но считает, что UberPop должен быть «распущен и объявлен незаконным», даже если конфискация транспортных средств-нарушителей может быть произведена только по решению суда. 3 июля 2015 года босс Uber France объявил о приостановке работы UberPop в стране, «в духе мира».

► 2016: юридические неудачи

В июне 2016 года Uber France и два ее менеджера были приговорены к штрафу в размере 800 000 евро, половина из которых была условной, за незаконную организацию практики такси. Решение, утвержденное в апелляционном порядке в 2022 году, до подачи кассационной жалобы, согласно Мир, компанией и ее менеджерами. Его бывший сервис UberPop вызовет у группы другие юридические проблемы: в марте 2016 года исправительный суд Лилля оштрафовал его на 50 000 евро за «вводящая в заблуждение коммерческая практика».

Стесненная этими неудачами, компания также сдерживается решением Суда Европейского Союза от 2017 года о том, что ее водители должны подчиняться условиям лицензирования и одобрения каждой страны. Однако Uber не покинет Францию, где компания предлагает свою платформу доставки на дом UberEats, как и везде.

В 2021 году, в десятый год своего существования во Франции, где она развилась повсюду, компания насчитывает пять миллионов клиентов, совершивших хотя бы одну поездку в течение года.

Похожие записи